Вавилон

Babylon

Вавилон

Дзэн Сэйдзаки, прокурор Токийской окружной прокуратуры, расследует дело о незаконных клинических исследованиях, связанных с фармацевтической компанией и университетом. В ходе расследования он находит папку, которую хранил анестезиолог Син Инаба, содержащую кровь, смешанную с волосами, кожей и бумагой с буквой F.

В ходе расследования он понимает, что существует скрытый заговор, связанный с грандиозными выборами, а также с определенным человеком, который за них отвечает.


Рецензия:

Описать сюжетную схему «Вавилона», да и всего аниме в целом — задача не из легких. Само введение в сюжет длится три эпизода, а объяснение некоторых важных вопросов появляется только в конце. Так что если у вас аллергия на малейшие спойлеры, я советую вам поискать другой текст для чтения или сразу перейти к краткому изложению, потому что, хотя я и постараюсь писать в общих чертах, я не могу просто опустить некоторые факты.

Синики — это автономная зона, созданная в западной части Токио. Здесь Дзэн Сэйдзаки работает в местной прокуратуре и вместе со своим помощником расследует незаконные действия одной из фармацевтических компаний. В то же время город готовится к выборам мэра. Эти две проблемы не только оказываются взаимосвязанными, но и предвещают гораздо более серьезные события и изменения в городе. Так называемый закон смерти заставляет противников революции предпринимать более активные действия, а сам Дзэн вынужден противостоять загадочной женщине по имени Ай Магасэ.

Вавилону нельзя отказать в звании амбициозного сериала, выделяющегося на фоне «легких и приятных» названий, которые в изобилии появляются в каждом сезоне. Тот, кто пресытился подобными аниме или просто ждал серьезной истории с взрослыми героями, наверняка был рад услышать об экранизации трехтомного романа Мадо Нозаки (есть также версия манги). Не буду скрывать, что причисляю себя к таким людям — все «зрелые» постановки для меня на первом месте, когда дело доходит до их просмотра. После общего рейтинга можно сделать вывод, что Вавилон меня купил, и так оно и есть, однако, оценка не так проста, и все сводится к сюжету, не без оснований оцененному ниже, чем остальные элементы.

Потому что при амбициозности произведения оно иногда превосходит своего автора и, как следствие, начинает страдать от различных недостатков. Конечно, в дополнение к вышеперечисленному есть еще и ожидания зрителей, которые в сериалах такого типа исключительно высоки. Пусть работа старается не соответствовать им — критика будет сокрушительной. Я сейчас немного шучу, потому что мы знаем, как это бывает с ожиданиями — вряд ли какая-нибудь серия может удовлетворить всех. В данном случае многие зрители ожидали обычную детективную историю с тайной на заднем плане и героями, решающими сложное дело шаг за шагом. В итоге мы получили гораздо больше: сериал, полный тайн и загадок, с философскими рассуждениями и постоянно меняющимся действием. Сериал, где антагонисты оказываются гораздо более серьезной угрозой, чем казалось вначале, и где никто из героев не может чувствовать себя в безопасности. Это звучит и выглядит очень интригующе, но при вникании в детали возникают сложности.

Сама концепция Закона о смерти, или права на законное самоубийство, инициированная новоизбранным мэром Шиники Каикой Ицуки, вызывает споры. И нет, речь идет не об эвтаназии, хотя она и упоминается, а о том, чтобы дать понять жителям, что у них есть выбор: жить дальше, прыгнуть с крыши или получить передозировку наркотиков. Если быть озорным, то можно указать на то, что даже без какого-либо регулирования самоубийства продолжали бы делать свое дело, не говоря уже о различных сложностях, связанных с таким законом, которые в сериале (намеренно?) опускаются или рассматриваются в совковом ключе. Конечно, не все принимают идею Ицуки с энтузиазмом. Устами персонажей автор представляет различные позиции, в основном тех, кто выступает против радикальных изменений в Шиники, хотя постепенно новый закон находит все больше сторонников. И здесь проявляется один из самых больших недостатков серии. Я писал о слишком больших амбициях, верно? Чтобы не выдать слишком многого, скажу лишь, что в определенный момент Шиники как места действия уже недостаточно. Превращение Закона Смерти в проблему, выходящую за рамки Токио, не пошло на пользу названию; напротив, это привело к появлению ряда мелких и крупных сюжетных дыр, перечисление которых заняло бы целый абзац. Другое дело, что, казалось бы, интереснее и, главное, безопаснее не совмещать и не опираться на одно место, поэтому тем более жаль, что автор впоследствии отказался от него в пользу другого места.

Так же, как одного места действия автору оказалось недостаточно, Ицуки как единственный антагонист оказался неудовлетворительным — его действия ничто по сравнению с достижениями Аи Магасэ, которая своими поступками выражает поддержку взглядам мэра. Точнее говоря, именно она является причиной того, что труп в сериале такой плотный. Ну, возможно, это было бы не очень хлопотно, если бы это был просто серийный убийца, которого следователи могли бы выследить и арестовать. Нет, Магасе — гораздо более опасная личность, одаренная определенными способностями, которые позволяют ей эффективно увеличивать количество самоубийств и при этом не бояться последствий. Героиня делает то, что хочет, с людьми, которые пытаются ее поймать, особенно с Дзеном, с которым она несколько раз болезненно сталкивается. Трудно назвать этот сюжет плохим — мне он понравился больше, чем рассмотрение политических вопросов, — но, с другой стороны, в нем слишком много неизвестных, во главе которых стоят силы антагониста. С другой стороны, в ней слишком много неизвестных, включая силы антагониста. Я также не убежден в ее связи с Законом Смерти — все это время я был уверен, что потенциал этой сложной истории можно было бы использовать лучше.

Кроме того, развитие сюжета не обязательно должно нравиться всем. Сюжет разделен на три части: одна из трех серий и две из четырех серий каждая. Первую часть, введение, я уже обсудил. Во втором Дзэн и его помощники окончательно расправляются с Ицуки и Магасэ. С точки зрения течения событий, если отбросить все детали, эти две части трудно поставить под сомнение: происходит много событий, аниме постепенно раскрывает зрителям свои секреты, причинно-следственная последовательность также хорошо сохранена. Более того, вторая часть заканчивается действительно шокирующей сценой, поэтому неудивительно, что после следующих серий мы ожидали таких же сильных впечатлений. Между тем, третий этап серии кажется немного оторванным от остальных. Вышеупомянутое изменение места действия, введение нового главного героя, отодвигание на второй план предыдущих персонажей, вроде бы по-прежнему важных (Дзэн, Магасе), но отныне рассматриваемых во второстепенном ключе, и, прежде всего, замедление сюжета и сосредоточение на размышлениях о добре и зле, вызвали разочарование у многих зрителей. Концовка тоже не помогла сериалу — с одной стороны, она была вполне предсказуема, с другой — антиклиматична и мало что объяснила, даже вызвала дополнительные вопросы. Следует отметить, однако, что последняя сцена не анонсирует продолжение — аниме охватывает весь завершенный роман — а скорее демонстрирует, что зло и добро будут продолжать существовать в мире.

В сериале довольно много персонажей, из которых только три заслуживают упоминания — Сэйдзаки, Магасэ и Ицуки. Я пропущу второстепенных и третьестепенных персонажей, таких как Хиаса Сэкуро и Ариёси Ханта, которые являются помощником и другом Дзэн соответственно. Однако следует признать, что они также хорошо выглядят, и прежде всего — обыкновенно. В «Вавилоне» нет места преувеличенным, клишированным персонажам, даже в случае тех, в ком явно преобладает одна или две черты (например, холодность Секуро). Поэтому трудно говорить о преувеличенном творении, которое противоречило бы довольно реалистичной и серьезной конвенции. Так что персонажи удивительно нормальные и совсем не скучные — они хорошо выполняют отведенные им, порой очень жестокие роли, являясь вполне привлекательными «инструментами» в руках автора. Более того, концовка первого эпизода действительно заставила меня грустить, что показывает, что побочные персонажи также могут вызывать определенные эмоции. Но давайте перейдем к основным, вышеупомянутым трем. Мне следовало бы рассказать о четверых, но поскольку четвертый человек появляется только в конце серии, по понятным причинам я не буду включать его в обзор — скажу только, что он (поскольку мы имеем дело со взрослым мужчиной) был наделен интересной личностью, и рядом с Зен он стал моим любимым персонажем. Правильно, Дзен. Серьезный и принципиальный человек, но умеющий проявлять теплоту, который спокойно занимался бы своей работой, если бы не неожиданные события в Шиники. Метаморфоза, которую он претерпевает на протяжении эпизодов, очень хорошо видна — дело, изначально «одно из многих» в его карьере прокурора, превращается в дело «жизни и смерти», и это не может не повлиять на его действия; благоразумие уступает место почти навязчивому желанию — назовем это так — лично вершить правосудие. В то же время за этим не следует преувеличение, которое могло бы превратить главного героя в карикатуру. К счастью, тонкая грань между прогрессивной паранойей и нелепостью не была перейдена. Дзен по-прежнему способен мыслить рационально и замечать проблемы, когда остальные его коллеги уже потеряли рассудок. Благодаря этому, несмотря на то, что он не является персонажем, вызывающим однозначную симпатию, зритель болеет за него в его борьбе с противниками, особенно ожидая его столкновения с Магасе.

В исполнении Ицуки и Магасэ есть как достоинства, так и недостатки, хотя в последнем случае больше виноват сценарий, чем само изображение персонажей. Судить их обоих тоже нелегко. Ицуки осуществляет свои непродуманные планы с помощью других, но назвать его простой марионеткой было бы грубым упрощением. Да, самую важную роль играет Аи, но и ему есть что сказать в этой истории. Более того, как бы вам ни не нравились его взгляды, он способен сформулировать их так, чтобы показать зрителям, что он не просто сумасшедший со странными идеями. В равной степени уравновешенный и уверенный в себе, он не позволяет сбить себя с пути во время дискуссий с оппонентами и отвечает собственными аргументами, но насколько они разумны и убедительны — это уже другой вопрос. Еще больнее отсутствие завершения сюжетной линии и отсутствие завершения этого персонажа, хотя, глядя на другие оплошности в серии, вероятно, так и должно было быть. В случае с Аи Магасе можно говорить о еще большей двусмысленности. В том, что она чрезвычайно опасный человек, никого убеждать не нужно. Проблема возникает, когда мы спрашиваем: почему? Что скрывается за ее способностями? Зрители, которым нравится, когда в аниме все подробно объясняется или хотя бы даются конкретные намеки, будут разочарованы, а тем, кто любит создавать различные теории, будет куда стремиться. Нет недостатка в интерпретациях способностей Магасэ, как и ее характера в целом (включая мнение, что она не реальный человек); здесь нет места для их обсуждения, но ясно, что творение Аи стимулирует дискуссию. Мне не понравилось кое-что еще, а именно то, что в какой-то момент она тоже начала пачкать руки. Как антагонист, только (или, скорее, столько же) влияющий на других, она казалась более интригующей.

Обычно в рецензиях я не затрагиваю режиссуру, а лишь подытоживаю ее коротким предложением, но в «Вавилоне» это было бы постыдным упущением, не говоря уже о том, что я упустил очевидную возможность похвалить название. Режиссура, временами блестящая, понравится даже тем, кто считает «Вавилон» кошмарной постановкой. Неудивительно, что выдающаяся режиссура стала, вероятно, главной причиной того, что зрители, жалующиеся после каждого эпизода, не бросили сериал после одной сценарной глупости за другой. Ладно, хватит злобствовать — аниме отлично подходит для просмотра, и точка. Самой известной, вероятно, была сцена допроса во втором эпизоде, но и остальные части аниме могут удивить вас в положительном смысле. Время от времени зрителей ожидает исключительно удачный момент, при этом общий уровень исполнения ни разу не опускается ниже среднего. Умело использованный монтаж, игра с кадрированием, изменение ширины экрана — эти и другие вещи не позволяют оторвать взгляд от происходящего на экране во время просмотра, даже если это обычный разговор. Это, пожалуй, следует считать главным достижением создателей фильма — они могут заинтриговать тем, что, казалось бы, неинтересно. Я бы с удовольствием более подробно остановился на отдельных сценах (например, на последних минутах седьмого эпизода или на событиях в предпоследнем эпизоде), но не буду искусственно затягивать обзор и закончу его тихим вздохом о том, что когда-нибудь мы получим еще одно столь же хорошо сделанное аниме от создателей «Вавилона», основанное хотя бы на чуть лучшем сценарии.

Серия также может похвастаться очень хорошо продуманным саундтреком. Музыка прекрасно гармонирует с действием — когда нужно, она атмосферная, в другое время — живая. Сами вступительные моменты конкретных композиций могут произвести большое впечатление, тем более что мы имеем дело с множеством отличных музыкальных тем, таких как Spiral Staircase или Omen. Вообще говоря, весь саундтрек подходит для отдельного прослушивания, кроме аниме. Тематические песни произвели на меня меньшее впечатление. Короткое музыкальное вступление вряд ли можно назвать вступлением (хотя в Интернете легко найти его полную версию под названием «Эхо»), а концовок — три, каждая из которых соответствует разным частям истории. Меня очаровала только первая, Live and Let Die, в исполнении Q-MHz (он также ответственен за остальные концовки) с гостевым появлением Uloco, но, несомненно, вторая (Inochi Shokumu Tamashii, поет Микако Комацу) и третья (The Next New World That No One Knows, *Namirin) также найдут много поклонников. Сейю справились со своими ролями как минимум удовлетворительно, а иногда они даже граничат с гениальностью, как, например, Такахиро Сакурай (Шинобу Кудзин, друг Дзена) в седьмом эпизоде. Но самое главное, Юуити Накамура (например, Цукаса Шишиу из «Доктора Стоуна», Кёхэй Кадота из «Дюрарары!!!») и Сацуки Юкино (например, Канаме Чидори из «Full Metal Panic!», Милли Томпсон из «Trigun») делают противостояния между Сэйдзаки и Магасэ еще лучше и дополняют уже упомянутую выдающуюся режиссуру. Я не собираюсь критиковать и визуальные эффекты. Незагроможденный дизайн персонажей соответствует аниме, а использование приглушенных цветов делает Babylon более загадочной игрой. Стоит отметить, однако, что создатели иногда отходят от простого стиля в пользу экспериментов, что они делают довольно умело и, что удивительно, не создавая впечатления неприятного контраста с линиями остальных частей сериала.

Несмотря на критику многих моментов, я не могу поставить сериалу оценку ниже семи. Почему? Потому что мне просто очень понравилось — я бы написал более понятно, но вульгаризмы в рецензии недопустимы. Я с нетерпением ждала каждую серию, и когда дело доходило до показа, мне было трудно оторвать взгляд от экрана, независимо от того, происходило ли там какое-то удивительное действие или герои просто разговаривали. На самом деле, я также «жил» аниме между сериями, просматривая комментарии, читая толкования, чтобы лучше понять тот или иной вопрос, или даже рассматривая рекламные материалы, например, постеры. Я также много думал об этом аниме, пока писал эту рецензию, и мои мысли, вероятно, еще долго будут крутиться вокруг «Вавилона», несмотря на то, что нет недостатка в названиях, которые могли бы меня привлечь.

Вавилон», в отличие от большинства сериалов, после просмотра которых не остается никаких мыслей (о чем я говорю — даже не во время), не оставляет равнодушным и заставляет задуматься о его структуре. Да, я признаю, что в этом случае можно заметить больше слабых мест аниме, неверных решений или неиспользованного потенциала, но, во-первых, можно увидеть и новые положительные моменты, во-вторых, так можно написать почти о каждой постановке. В моем случае интенсивные размышления позволили написать достаточно — я надеюсь — фактический текст и не сойти с ума от рейтинга, который, если бы я учитывал только свои впечатления, был бы еще выше. Не буду скрывать, что на многие недостатки я не обращал внимания или они меня не беспокоили, другими словами — я не включал режим «критики» или, тем более, режим «цепкости». В значительной степени это объясняется не только превосходным исполнением, но и возможностью познакомиться с интригующей историей с неординарными персонажами. В то же время, пожалуйста, не считайте мое мнение единственно правильным. Если какое-то из аниме, которое я пересмотрел, заслуживает альтернативной рецензии, то это должен быть «Вавилон». Меня сериал захватил, но кто-то другой будет разочарован им или даже сочтет его плохим названием — кстати, количество оценок ниже пяти и критических комментариев говорят сами за себя. Так что я не буду охотно рекомендовать это аниме, хотя я все еще думаю, что стоит попробовать вникнуть в него и посмотреть, к какой группе вы относитесь.